Лодки специального назначения

Глубоководные аппараты проекта 1832 («Поиск-2»)

Глубоководные аппараты проекта 1832 («Поиск-2»)

11:0009 Jun, 2015 9875

Первый глубоководный аппарат, построенный для ВМФ СССР.

В конце 70-х — начале 80-х годов ВМФ СССР впервые получил новейшие глубоководные аппараты проекта 1832 («Поиск-2»), способные с борта судна-носителя осуществлять поиск затонувших объектов на глубинах до 2000 метров.

Подводные аппараты предназначались для гидрографических и поисково-спасательных служб Черноморского (ЧФ), Северного (СФ) и Тихоокеанского флотов (ТОФ). С данных аппаратов мог проводиться гидроакустический и визуальный поиск затонувших объектов, их подъем и доставка на грунт предметов массой до 450 кг. Также они были способны проводить комплексные гидрологические, гидроакустические, геофизические и радиологические исследования Мирового океана.

АС-6. Балаклава, 1993 год
АС-6. Балаклава, 1993 год. Фото: diletant2010, forums. airbase.ru

Глубоководный аппарат типа «Поиск-2» был разработан в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора Ю.К.Сапожкова в 1969 году. Спустя год проект передали в центральное проектное бюро «Волна».

Первый опытный (головной) аппарат АС-6 был построен на Ново-Адмиралтейском заводе в 1975 году, после чего вся рабоче-конструкторская документация была передана Ленинградскому Адмиралтейскому объединению (ЛАО), и сразу же был заложен АС-8 — второй аппарат типа «Поиск-2».

Глубоководный аппарат АС-8  проекта 1832 на ходовых испытаниях
Глубоководный аппарат АС-8 проекта 1832 на ходовых испытаниях

После окончания постройки АС-6 был переведен из Ленинграда в Севастополь и во время испытаний базировался на спасательном судне (СС) «Коммуна», с которого совершил рекордное погружение на глубину 2020 метров, после чего был принят в состав ЧФ.

В 1979 АС-8 погрузили на СС «Михаил Рудницкий» проекта 05360 и также перебазировали в Севастополь для совместных испытаний. Аппарат остался в составе ЧФ и до конца 80-х годов провел ряд успешных операций по обнаружению и подъему затонувших объектов и выполнил большой объем научно-исследовательских работ.

В 1989 году «Михаил Рудницкий» с третьим аппаратом проекта 1832 — АС-27 на борту участвовал в обследовании затонувшей в Норвежском море подводной лодки «Комсомолец».

Всего по проекту 1832 «Поиск-2» на ЛАО было построено четыре аппарата: АС-6 (1975 год), АС-8 (1979 год), АС-24 (1988 год), АС-27 (1989 год). На сегодняшний день известно, что первые два аппарата списаны, судьба АС-24 и АС-27 неизвестна. Есть вероятность, что один из них находится в Севастополе.

Аппарат АС-27 в трюме спасательного судна Алагез, Тихоокеанский флот, 2010 год
Аппарат АС-27 в трюме спасательного судна Алагез, Тихоокеанский флот, 2010 год. Фото: Дмитрий Корнилов

Тактико-технические характеристики:

  • водоизмещение нормальное: 65 м³,
  • предельная глубина погружения: 2000 м,
  • скорость подводная горизонтальная: 3 уз.,
  • скорость подводная вертикальная: 0,6 уз.,
  • дальность плавания подводная: 25 миль,
  • автономность: — 72 часа,
  • экипаж: 3 чел.

Радиоэлектронное вооружение: гидроакустическое, телевизионный комплекс, манипуляторное устройство МП-1.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена