Самолеты палубного базирования

Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки (СВВП) палубного базирования.

Во второй половине 70-х на вооружение авиации ВМФ СССР начали поступать палубные штурмовики вертикального взлета и посадки семейства Як-38. Самолет в составе авиагрупп тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» давал советскому флоту новые возможности, но обладал рядом серьезных недостатков — высокая аварийность, недостаточные радиус действия и боевая нагрузка и т.д. Однако, пожалуй, самым важным минусом была низкая ценность Як-38 в качестве средства обеспечения ПВО корабельного соединения — первоочередной задачи авианесущего корабля. Без бортовой радиолокационной станции (БРЛС), встроенной пушечной установки, с дозвуковой максимальной скоростью и вооружением из ракет малой дальности Р-60 штурмовик явно не подходил в качестве средства перехвата ударных самолетов противника на подлете.

По вышеуказанным причинам, работа над перспективным СВВП началась еще до поступления Як-38 на вооружение. Конкретные требования к самолету были определены к 1977 году, когда была выпущена директива Совета министров СССР о разработке многоцелевого истребителя вертикального взлета и посадки Як-41. Первоначально планировалось начать летные испытания уже в 1982 году. Однако в ходе разработки самолета, отличавшегося высокой технической сложностью, возникли серьезные трудности. Первый летный образец был собран только к концу 1985 года. После задержек с поставками двигателей к летным испытаниям смогли приступить только спустя почти полтора года — 9 марта 1987-го. Як-41 выполнил первый полет.

Як-141 в полете
Як-141. Фото: Красвоздух

1988 году самолет был переименован в Як-141. Первый полет с вертикальным взлетом и посадкой состоялся 13 июня 1990 года. В сентябре 1991-го два Як-141 начали морские испытания на палубе авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». К сожалению, 5 октября один из них был потерян в аварии, что привело к приостановке испытаний. В сложнейшей экономической обстановке это послужило причиной фактического закрытия программы. Кроме того, отечественный флот был мало заинтересован в СВВП — «киевы» выводились из состава флота, и все имеющееся — крайне ограниченные — ресурсы решено было направить на производство Су-33 и поддержание в составе флота тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В общей сложности было выпущено четыре прототипа Як-141, из них два — для летных испытаний и два — для наземных. В начале 90-х самолет продвигался на экспорт, принимал участие в авиашоу, однако поиск зарубежного заказчика оказался неудачным. Оба летных экземпляра сохранились до наших дней — один представлен в музее техники В.Задорожного, второй, восстановленный после аварии, — в Музее ВВС в Монино.

По компоновке Як-141 является развитием Як-38 — сочетание подъемно-маршевых и чисто подъемных малогабаритных двигателей. В отличие от Як-38 Як-141 оснащался мощным подъемно-маршевым двигателем с полноразмерным поворотным соплом. Разработка этого сопла стала одной из главных сложностей в процессе создания самолета. На Як-141 устанавливалась уменьшенная в габаритах БРЛС семейства «Жук», как и на модернизированных МиГ-29, в комплекс вооружения входили новейшие на тот момент ракеты средней дальности Р-77. Кроме ракет «воздух-воздух» планировалось включить в номенклатуру вооружения и управляемое оружие для поражения наземных и надводных целей: противорадиолокационные и противокорабельные ракеты Х-31, противокорабельные Х-35 и многоцелевые Х-25М.

Благодаря мощному двигателю Р79В-300 самолет достигал максимальной скорости 1800 км/ч. В совокупности это делало его достаточно эффективным легким истребителем своего времени. На Як-141 установлено 12 мировых рекордов.

Кабина Як-141
Кабина Як-141. Фото: Красвоздух

Основные летно-технические характеристики:

  • Длина самолета — 18,3 м,
  • Размах крыла — 10,1 м (в сложенном положении 5,9 м),
  • Вес пустого — 11,650 кг, максимальный взлетный при вертикальном взлете — 15,800 кг, с разбегом 19,500 кг,
  • Максимальная скорость — 1800 км/ч
  • Потолок — 15000 м
  • Дальность полета — до 2100 км (взлет с разбегом),
  • Экипаж — 1 человек,
  • Вооружение: встроенная пушка ГШ-30-1 (120 снарядов), пять узлов подвески для ракет «воздух-воздух» Р-27, Р-73, Р-77; «воздух-поверхность» Х-25М, ПКР Х-31 и Х-35, неуправляемых бомб и ракет. Общая масса боевой нагрузки — 2600 кг (при вертикальном взлете — 1000 кг).

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена