Самолеты берегового базирования

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 «Чайка»

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 «Чайка»

12:3314 Nov, 2014 10258

Патрульная летающая лодка, способная приземляться на береговые аэродромы.

Разработан в 1960 году ЦКБ МС (Центральным конструкторским бюро морских самолетов), которым руководил Георгий Бериев (ныне это «ТАНТК им. Бериева» в Таганроге). Широко применялся в морской авиации СССР как патрульный и противолодочный самолет. На амфибии неоднократно устанавливались мировые рекорды, в т. ч. по дальность полета, по высоте, по скорости.

Бе-12 — это свободнонесущий двухмоторный моноплан с высокорасположенным крылом типа «чайка». Фюзеляж выполнен как двухреданная лодка глиссирующего типа, вертикальное оперение двухкилевое. Экипаж 4 человека: командир, его помощник, штурман и радист.

Первый опытный Бе-12

Первый опытный Бе-12. Фото: airwar.ru

Максимальная взлетная масса 36 тонн. Двигатели — два турбовинтовых АИ-20Д мощностью по 5180 л. с. Максимальная скорость 550 км/ч, крейсерская 320 км/ч. Практический потолок 12 км. Практическая дальность полета 3300 км. Мореходность как летающей лодки до 3 баллов. Боевая нагрузка 1500 кг, вперегруз 3000 кг.

Главным элементом бортового оборудования была прицельно-поисковая система ППС-12, включавшая в себя радиогидроакустический комплекс «Баку», РЛС «Инициатива-2Б», вычислительную систему «Сирень-2», магнитометры, а также пилотажно-навигационную аппаратуру. Также самолет нес фотоаппаратуру для аэрофотосъемки.

Бе-12,  приборная доска пилота

Бе-12, приборная доска пилота. Фото: airwar.ru

В состав вооружения Бе-12 могли входить противолодочные бомбы (включая ядерные бомбы 5Ф48 «Скальп»), 450-мм противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2, мины и до 90 радиогидроакустических буев (основной источник развединформации). Самолет имел 24 штатные схемы вооружения, от чисто поисковых до чисто ударных с большим число смешанных вариантов (в т. ч. и не противолодочного характера).

Выполнялся также в поисково-спасательном (Бе-12ПС) и противопожарном (Бе-12П) вариантах.

Носовая часть Бе-12

Носовая часть Бе-12. Фото: airwar.ru

Самолеты типа Бе-12 практически ушли из морской авиации России — их осталось всего несколько бортов, и еще по разным данным более 30 единиц находится на хранении.

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена