Военный заказ существует не только в промышленности. Единственная в мире студия военных художников сталкивается с потребностями армии в высоком каждый день. Чего хочет заказчик и как художники работают с натурой, можно узнать в репортаже «Защищать Россию». Оценить же результат мы предлагаем вам.
Творчество по плану
Одной из уникальных особенностей студии военных художников имени М.Б.Грекова является сплетение творчества и плановой организации работы. Ежегодно из управления культуры Минобороны в студию поступают заказы на создание серий художественных работ, посвященных тем или иным видам и родам Вооруженных сил России. Батальные сюжеты, сцены из повседневной жизни армии, авиации и флота, а также образы героев и простых военных, отраженные на холсте и бумаге, расходятся по войсковым частям, кораблям и музеям.
Если свободный художник может рисовать просто то, что ему захочется, то у грековцев подход иной — создаваемая картина не просто должна быть красивой, но и точно передавать все специфические детали — от пропорций и форм боевой техники в пейзажах до наград на кителях военных в портрете.
Занятие это утомительное.
Работа в поле
Для поиска сюжетов грековцы выезжают на натуру — в войсковые части,
«Нарисовать хорошую картину можно только тогда, когда ты видишь
что-то своими глазами, представляешь, как все происходит на самом деле.
Я часто езжу в Калининград и Севастополь, наблюдаю службу наших военных моряков и черпаю сюжеты на месте. Когда видишь действие на месте, особенно после Москвы, наблюдательность повышается многократно. Замечаешь детали, казалось бы, совершенно незаметные. И после этого хочется рисовать».
О том, как впечатления из сюжета переходят в готовую картину, беседуем с народным художником России Евгением Корнеевым. В этом году он создаст четыре полотна о жизни летчиков морской авиации.
— Я полетел в Приморский край и встретился с авиаторами. Мы обсудили, что они хотели бы увидеть на холсте. Оказалось, что нужно нарисовать самолеты противолодочной авиации. Я побеседовал с командиром авиабазы, с летчиками. Спрашиваю — что вы хотите? Хотим основные виды нашей деятельности — как работают радисты на узле связи, как проходит подготовка самолета к боевому вылету, что происходит на посту руководителя полетами. А четвертую тему я им сам предложил — нарисовать вертолеты.
Летчики захотели, чтобы я изобразил кипучую жизнь на аэродроме.
Поэтому им пришлось пустить меня куда только можно. Единственное — не удалось совершить полет, очень трудно согласовать допуск гражданского художника на военный борт.
На месте я посмотрел на пейзаж, ощутил атмосферу военного аэродрома. Моя задача как художника сделать картину интересной по композиции, по освещению, движениям людей. Чтобы это были не репортажные зарисовки, а хорошие картины, на которые людям было бы интересно смотреть. А мне — ее интересно делать. Я сделал там несколько набросков, пофотографировал и теперь здесь, в московской студии, напишу задуманные картины.
Живой портрет
— Очень многое в зарождении сюжета дает общение с людьми, — продолжает Евгений Корнеев, — много лет назад мне поручили нарисовать портрет делегата 27 съезда КПСС — командира танкового полка А.Григораша.
— В парадном кителе при наградах, наверное.
— Вот в основном все так и делают. На самом деле я с ним несколько дней просто беседовал, мы с ним хорошо вина попили. Он ко мне присматривался, много высправшивал кто я, да откуда.
Только на третий день Григораш открылся, стал рассказывать о себе.
Как-то сказал: «Я — единственный в Советской армиицыган-командир танкового полка».
В промежутках между разговорами я наметал несколько эскизов, он мне попозировал и впоследствии получился вот такой портрет.
Душа железа
Как говорят сами грековцы, для военного художника очень важно ощутить мощь и романтизм боевой техники. Евгений Корнеев подчеркнул, что наша техника красива сама по себе. Она гармоничная и образная, в отличие от той же американской. У каждого танка, пушки или самолета есть свой характер, и его важно очень четко показать.
— Возьмем два истребителя —
МиГ — он маленький, шустрый и коренастый, а Су, несмотря на свои размеры, выглядит более изящным.
Эскиз в объективе
Когда речь заходит об эскизных набросках, то сразу представляешь себе художника, быстро зарисовывающего в альбоме детали пейзажа.
Но, по словам грековцев, это уже прошлый век.
Фотоаппарат, особенно цифровой, позволяет поймать нужный момент, когда цвета, тени и объекты находятся в необходимой живописцу комбинации. Раньше
Другое дело — портрет. Человека фотографируют, чтобы подготовить наброски, сделать расколеровку, зафиксировать его позу. Но окончательная картина рисуется с натуры, просто потому что фотография не передает объема.
Бывает и так, что некоторые портретисты просто перерисовывают снимок, но для серьезных живописцев фотоаппарат — просто один из инструментов.
Результат воображения
Иначе работают скульпторы студии Грекова. Их задача — увековечить в бронзе
— Очень часто приходится лепить портрет не с натуры, а по фотографии. Одна из моих последних работ — бюст Героя России
Не знаю, как он выглядел при жизни, но я решил изобразить его с задумчивым взглядом, устремленным вдаль.
Точно так же пришлось создавать портрет майора ВДВ Олега Юрасова, героически погибшего в бою всего за три недели до окончания вывода наших войск из Афганистана. Одна фотография — групповая маленькая, а другая — ретушированная с сайта «Герои страны». Тем не менее, один из сослуживцев Юрасова сразу узнал своего товарища в бронзе. Сказал, что у скульптуры «взгляд как у Олега». Для меня это было очень высокой оценкой творчества.
Битва с заказчиком
— Недостаток изображений погибших или скончавшихся людей — одна из главных проблем. Мы постоянно говорим военным: «Дайте больше фотографий человека, из паспорта, из личного дела. Обратитесь к их родственникам, наконец». Иногда нам военные передают фотографии, где человек еще молодой, а изобразить его надо в солидном возрасте. Тогда приходится его «взрослить», додумывать образ опираясь на знания об этом человеке, свое воображение и талант. Еще бывает так, что приходит заказ на создание бюста заслуженного военного, а списка наград к нему нет.
Очевидно, что гораздо легче работать с живыми людьми.
Работая с моделью можно увидеть, что за человек сидит перед тобой. И тогда намного проще сформировать его целостный образ.
Хотя иногда достаточно нескольких минут, чтобы зафиксировать образ человека и дальше работать по фотографиям.
Так было с командующим
Воздушно-десантными войсками Владимиром Шамановым. Он приехал к нам в студию всего на пятнадцать минут, один из наших мастеров отснял его с нескольких ракурсов и дальше лепил портрет по изображениям.
Я занимался созданием скульптурного портрета президента Ингушетии
Рождение скульптуры
— Сначала делается маленький эскиз. Он нужен для того, чтобы зафиксировать идею будущего произведения. Потом на специальном каркасе лепится рабочая модель в масштабе 1:5, которую можно проработать во всех деталях, найти
Соответственно, увеличенная модель также формируется на каркасе. Это довольно сложная конструкция из металла, дерева и монтажной пены. Без нее эталонная скульптура, слепленная из глины, просто разрушится. Затем с модели делаются слепки для отливки фрагментов скульптуры в воске, которые потом будут использованы при литье металла (восковая деталь заключается в гипсовую оболочку и по мере заливки расплава просто выгорает).
Когда все куски отлиты, их соединяют в единую фигуру сварщики. Скульптор на этой стадии занимается зачисткой швов и устранением мелких изъянов с помощью чекана.
Интересный факт — пройдя все стадии формовки и литья бронзовая скульптура усаживается и по сравнению с глиняным оригиналом становится меньше на 5–7%.
На размер больше
Оптимальный размер для скульптуры — неважно, бюст это или ростовой портрет — от натуры с четвертью и выше (например, слепленная голова по своим пропорциям на четверть больше головы человека, с которого ее лепили). Если создать скульптуру в точном соответствии с размерами оригинала, то она будет визуально казаться меньше, ее «съест воздух».
Так получилось со скульптурной композицией, посвященной героям фильма «Офицеры» на Фрунзенской набережной в Москве.
Указание было лепить фигуры артистов Алины Покровской, Василия Ланового и Георгия Юматова так, как они выглядели в жизни.
В мастерской они смотрелись прекрасно, но, когда композицию поставили на улицу, многие говорили, что мол «
Кстати, там не только люди в натуральную величину изображены, но и скамейка, на которой сидит героиня Покровской. Мы эту скамью принесли из Екатерининского парка, всю отформовали, сделали точную копию и фигуру женщины лепили прямо на ней.
Участие в создании этого памятника стало моей первой художественной работой в студии. В чистом виде творческой, потому что мне нужно было уловить грань образа артиста и персонажа. Чтобы был узнаваем и образ Георгия Юматова, и генерала, которого он играл. Это было одним из самых сложных заданий, но я с ним справился, чем очень горжусь.
Эффект преувеличения
В отличие от живописи, где естественный вид человека на портрете достигается его точным изображением, в скульптуре приходится некоторые детали утрировать. Например, чтобы складки на одежде смотрелись натурально, их нужно сделать более глубокими. А если их сделать такими, как в жизни, то они будут смотреться невыразительно и неестественно.
Сегодня можно отсканировать голову человека и распечатать на
3D-принтере . Но это не скульптура, а всего лишь копия, которая совершенно не будет смотреться.
У скульптуры же все объемы делаются более выразительными.
Беседовал Григорий Миленин
Рассказать друзьям