Если где и мог возникнуть и сохраниться музей Сталина, так это на родине «вождя народов» — в грузинском Гори. В городе есть не только музей, но и несколько памятников Сталину, площадь, проспект его имени, дом, в котором он родился, и вагон, в котором он ездил. «Защищать Россию» предлагает читателям экскурсию по разношерстной экспозиции, которая создавалась в одной стране, а существует совсем в другой.
Большой памятник Сталину перед горийской мэрией, построенной с тем расчетом, чтобы напоминать Рейхстаг, демонтировали в 2010 году. Власти Грузии имели печальный опыт борьбы с советским наследием — в 2009 году в Кутаиси был снесен памятник советским воинам, в результате чего погибли два человека. Памятник Сталину сносили ночью.
Перед Горийским университетом расположен «памятник студенту», на котором Сталин с книжкой в левой руке похож на молодого Пастернака. Большинство студентов не знает, кто стоит на пьедестале — он без подписи. Кроме этого, в Гори есть еще два идентичных малых памятника Сталину, один из которых находится между зданием музея и первым домом вождя, а второй — внутри музея.
Музей был основан в 1937 году. Тогда его открыли в доме, где родился Иосиф Джугашвили. В 1879 году семья занимала лишь маленькую комнатку — на фото левое окно и левая дверь. Мастерская в подвале, в которой отец Виссариона сапожничал, сохранилась. Вся меблировка внутри дома неоригинальная. Сам домик спрятан от солнца и осадков под саркофагом.
Роскошное здание музея в готическом стиле с башней и фронтальной галереей строилось с 1951 по 1957 годы. За два года до смерти вождя официально предполагалось, что это будет местный музей истории. Но достаточно взглянуть на проект, чтобы понять — огромное здание предназначалось для воспевания истории не крохотного городка, а самого известного его уроженца.
В холле прямо у входа слева висит мозаика с незамысловатым названием
Внутри стены облицованы гранитом и мрамором, на окнах — цветные витражи, на потолке — хрустальные люстры.
Здание в зимний период не прогревается солнцем и не отапливается. В нем холоднее, чем на улице. Смотрители сидят в одежде. Поставленные в углах калориферы не способны обогреть огромные залы. Про отопление директор музея сказала нам: «Будут менять». Вопрос «вам настолько не хватает финансирования?» остался без ответа. Собственно музейные залы начинаются на втором этаже. Входной билет для взрослых стоит 10 лари (приблизительно 300 рублей).
Экспозиция для музея такого уровня, мягко говоря, странная. В ней иногда явно видна несистемность. Личных вещей вождя немного, большинство представленных документов — копии. Логично, что залы посвящены различным периодам жизни Сталина. Первый зал — дореволюционная деятельность. В нем
Дальше экспонаты возвращаются в логический ряд.
В этом зале представлены образцы прошений семинариста Джугашвили на имя ректора о желании продолжить обучение, его самое известное стихотворение «Раскрылся розовый бутон…». Оригинальных документов нет. На одной из стен висит сделанная по советским понятиям о дизайне карта арестов, ссылок и, естественно, побегов революционера Кобы.
Одна из немногих оригинальных вещей, выставленных на обозрение, — чемодан, расположенный слева от бюста под стеклянным колпаком. По заверениям сотрудников музея, в залах представлена малая часть экспонатов. Большинство находится в хранилище.
Через стеллаж от бюста молодого Сталина, напоминающего немолодого Авраама Линкольна, размещен макет типографии — уникального инженерного сооружения, которому современная оппозиция могла бы позавидовать. Когда Сталин и товарищи были еще не членами ЦК, а гуляющими под надзором имперской полиции уголовниками, в тихом районе Тбилиси они устроили подпольную типографию. Строилась она последовательно силами двух бригад рабочих, не знавших друг о друге. Сначала надо было спуститься по лестнице в колодец почти до воды, потом по узкому ходу протиснуться к другому колодцу, который вел наверх в типографию, находившуюся под самым домом.
В этом же «революционном» зале, практически в «ленинском» уголке, размещено «письмо съезду» и дополнение к нему. Очевидно, что при Сталине эти документы не могли появиться в музее. Когда их разместили, экскурсоводы не помнят. «…я предлагаю товарищам сместить с должности генсека тов. Сталина и назначить другого человека, который во всех других отношениях отличается от Сталина, более терпим, лоялен, вежлив, менее капризен
Второй зал посвящен довоенному периоду: индустриализации, отношениям Сталина с деятелями культуры, репрессиям. Позади бюста работы Яковлева стоит типовой кремлевский стол
Третий зал рассказывает о личной жизни вождя, Второй мировой войне и репрессиях. На одной из стен — коллаж из нескольких десятков поздравлений «отцу и учителю трудящихся» и признание «Правды» от 20 декабря 1939 года накануне юбилея Сталина: «Десятки тысяч приветственных писем и телеграмм шлют трудящиеся товарищу СТАЛИНУ — своему вождю, учителю и другу». В качестве жертв режима представлены фото Троцкого, Зиновьева, Каменева, Рыкова, Бухарина, палачами на стенде значатся Ягода, Ежов, Берия и Хрущев. О «непредсказуемости прошлого» говорит картина 1936 года «Сталин с грузинской делегацией в Кремле». В 1953 году после ареста Берии подписчики БСЭ получили извещения с рекомендацией «бритвенным лезвием или ножницами вырезать 21–24 страницы и портрет между ними», взамен приклеив присланные листы. На картине художника Кроткова Берию просто замазали.
На известном фото Сталин и Молотов под портретом Ленина за спиной Иоахима фон Риббентропа в кремлевском кабинете смотрят, как он подписывает договор о ненападении между СССР и Германией. Рядом с фотографией размещен секретный дополнительный протокол о разграничении сфер влияния в Европе. В рамках канонической выставки о Великой Отечественной войне фото репрессировавших и репрессированных и документы о личной жизни Сталина смотрятся непонятными вкраплениями в
Одним из самых интересных экспонатов является настольная мультифункциональная лампа, подаренная 21 декабря 1945 года Сталину челябинскими танкостроителями (по одной из версий, конструктором
В том же «военном» зале есть изображение герба СССР периода 1940–1956 годов, когда в состав Союза входило 16 республик. Герб
Зал завершается фотографиями Сталина под потолком: от
Перед залом с подарками посетители проходят через еле освещенный траурный зал. Окруженная белыми мраморными колоннами, в центре круга
В отдельном зале, не входящем в основную экспозицию, хранятся личные вещи Сталина. Папиросы «Герцеговина флор», которые он курил, трубки, часы, маршальская шинель, фуражка. В углу выставляется первый кремлевский кабинет, который генсек занимал в 1918–1922 годах. Настенные панели, мебель, принадлежности — все оригинальное. Занимательна картина на правой стене. Там Сталин читает свои стихи выдающемуся грузинскому писателю и политику Илье Чавчавадзе в редакции газеты «Иверия». На стене за их спинами — портрет классика грузинской литературы Шота Руставели. Художник Уча Джапаридзе намекает на триединство гениев грузинской словесности в одной точки времени и пространства. Художнику виднее.
За пять лари (150 рублей) можно посетить вагон, стоящий слева от основного здания музея. Вагон был построен в
Сталин, не переносивший полетов на самолетах, ездил в этом вагоне на все три конференции антигитлеровской коалиции (в
Вагон в целом сохранил свой «сталинский» облик: кухня, купе охраны, помещение для связи, ванная комната, личное купе, зал совещаний. Мебель, светильники, отделка красного дерева, часть выключателей и розеток оригинальные, ковры — нет.
Рассказать друзьям