Неизвестный объект на спутниковой карте может стать поводом для увлекательного путешествия. Олег Кулешов побывал в Севастополе, чтобы узнать, что затоплено в одной из бухт рядом с городом. Его ждали открытия.
Однажды, изучая спутниковые карты Севастополя, я заметил посреди одной из бухт города необычный объект. По силуэту он был похож на глубоководный аппарат, но что он делал в таком месте, почему не у берега? Я заинтересовался и решил разузнать, как он там оказался, и что это вообще такое.
Наверное, ответы на этот вопрос можно было найти и в интернете, но ведь интересней приехать в город-герой и увидеть этот объект своими глазами. А еще интересней залезть на него и забраться внутрь, что я и сделал!
Когда ехал до бухты, думал, что мне не повезло с погодой — были волны и сильный ветер. По опыту знаю, когда в Северодвинске такая погода — вода ледяная! Но когда потрогал воду в Севастополе, то понял, что надо плыть.
Надел маску, проверил заряд подводной видеокамеры и в путь. Судя по снимкам, аппарат находился посреди бухты, в 50 метрах от берега. Метров 20 я прошел пешком по дну, а дальше вплавь.
Меня даже пробила дрожь в нескольких метрах от этого неизвестного объекта: было ощущение встречи с
чем-то таинственным, с чем хотел столкнутьсядавным-давно . Это правда, несколько лет я изучал Севастополь со спутниковых карт и наметил для себя много интересных мест, которые обязательно должен был посетить.
Перед тем, как залезть на аппарат, я обплыл вокруг него под водой. Винт отсутствовал, корпус был ржавый, сквозных дыр я не нашел. Непонятно, зачем аппарат был прикреплен ко дну якорями, да еще и посреди бухты. По подводной части я понял, что передо мной находится автономный рабочий снаряд проекта 1839. Манипуляторы были сняты, как и многие другие детали.
Видео: Олег Кулешов/Защищать Россию
На поверхности дела обстояли
Приступив к изучению рубки, я понял, что лист железа ничем не закреплен и только прикрывает вход. Оказалось, залезть внутрь можно без особых проблем, что я сразу и сделал.
К моей радости, внутри не было ни единого намека на влагу!
Зато было оборудование, документация и много кнопок, рычагов — всевозможных «крутилок и вертелок».
Аппарат состоял из трех отсеков. Первый — научный, в нем были приспособления для работы с манипуляторами и видоискатели для изучения дна. Они похожи на бинокли, в которые смотришь и настраиваешь фокусное расстояние. Вся аппаратура находилась в исправном состоянии. Второй отсек — центральный, в нем осуществлялось управление аппаратом. А третий отсек — аккумуляторный.
К сожалению, несмотря на хорошее состояние «внутренностей» аппарата, там был бардак! Книги, инструкции, документы и инструменты — все было раскидано по отсекам.
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
Очень надеюсь, что эту статью заметят соответствующие организации в Крыму и, по возможности, поднимут вопрос о спасении аппарата. Его необходимо поднять на поверхность и поставить в
Когда я вернулся домой в Северодвинск и приступил к изучению этого объекта, то пришел к выводу, что в Казачьей бухте Севастополя находится глубоководный спасательный аппарат
«АС-10» и у негодовольно-таки интересная история.
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
Немного фактов из «биографии» «АС-10»:
1973 год:
Вел поиск упавшего в районе Адлера самолета
1974 год:
Работал по плану Академии наук СССР в районе Кавказского побережья с профессорами и академиками на борту. Только у Пицунды аппарат совершил десять глубоководных погружений в подводные каньоны, наступающие на пляжи знаменитого субтропического курорта. Исследуемые глубины были близки к предельным и достигали 415 метров. Изучение продолжалось вплоть до начала осени. У Адлера аппарат еще четыре раза погружался глубже отметки 300 метров. На несколько дней в августе аппарат отправляли на учения по оказанию помощи затонувшей подводной лодке на глубине 60−160 метров.
В районе Севастополя на глубине 60 метров обнаружил затонувший самолет и поднял отдельные его части.
Первым из аппаратов опустился для обследования затонувшего БПК «Отважный». В первое погружение обнаружил затонувший корабль и несколько раз медленно проплыл вдоль корабля с одного и другого борта.
Аппарат"АС-10″ на отстое в южной бухте Севастополя. Фото: А. Лубянов
1975 год:
Поочередно с
Вел поиск упавшего самолета в районе города Евпатория. Глубины погружений — до 500 метров.
1976 год:
Обеспечивал испытания новой техники В
1977 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота.
Переименован в
1981 год:
Дежурил в составе спасательного отряда, также выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота.
1982 год:
Новое место базирования — спасательное судно «Михаил Рудницкий» проекта 536.
Погружен для постоянного базирования на
Аппарат «АС-10» под наименованием «Дельфин». Фото: А. Лубянов
1983 год:
Находился на борту НИС «Академик Алексей Крылов» в рейсе № 1. В ходе одного из погружений,
1990 год:
Совместно с
1991 год:
По решению командования
Стоить отметить, что аппараты проекта 1839 не только до сих пор используются нашим флотом, но и продолжают свое развитие в лице спасательных аппаратов проекта 18271 «Бестер».
Новое поколение аппаратов «Бестер» позволяет выполнять спасательную операцию при крене даже в 45 градусов: сам аппарат будет находиться горизонтально, а камера присоса — разворачиваться на необходимый угол. Увеличилось и количество спасаемых моряков — внутри «Бестера» одновременно смогут разместиться 22 человека. Аппарат имеет рабочую глубину погружения 700 метров.
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
Что же касается
Олег Кулешов
Рассказать друзьям