1 июля в Санкт-Петербурге открывается очередной, седьмой по счету, Международный военно-морской салон МВМС-2015. Редакция «Защищать Россию» желает успехов участникам этого важного отраслевого форума и пытается понять, чего хотят те, кто будет выставлять свои изделия в Ленэкспо на Васильевском острове.
Питерский
Одну потенциальную интригу топового уровня убили за несколько дней до начала салона, хотя решение и без того предсказывалось. Корпорация DCNS, завсегдатай питерских салонов, в последний момент отказалась от участия в нынешнем слете. Как говорится, жаль, что у нас так и не получится заслушать начальника транспортного цеха.
Понять французов можно: их тоже допек скандал вокруг политически ангажированного отказа Парижа от исполнения контракта на злополучные «Мистрали». Вдвойне неприятно, что такая крупная и влиятельная оборонная компания вынуждена терпеть унизительную для себя ситуацию, когда ее простой и совершенно честный бизнес с Россией был поставлен в зависимость от политической конъюнктуры.
Реакция французской компании, явно нежелающей становиться скандальной звездой салона,
по-человечески совершенно понятна, особенно на фоне тяжелых закулисных переговоров Москвы и Парижа об условиях расторжения контракта.
Есть и иностранные участники (те же германские двигателисты MTU или индийский BrahMos Aerospace), но все равно МВМС остается преимущественно российской площадкой: из 424 участников салона только 40 иностранных. Это очередной смотр отрасли, изрядно воспрявшей после расширения государственного оборонного заказа и реализации программ развития морской техники. Перед нами скорее ярмарка российской морской отрасли: на 40 иностранных участников приходится 62 официальные иностранные делегации, желающие ознакомиться с продукцией российских фирм (а значительная их часть, к слову, постоянно базируется именно в Петербурге — неслучайно Объединенная судостроительная корпорация завела себе там отдельный филиал головного офиса).
Ранее экспортный контракт был условием выживания и способом доведения перспективных изделий до серийной готовности. Именно из работ, сделанных на деньги инозакзчиков, выросли многие системы вооружений, закупаемые ныне для российских вооруженных сил. Возьмем, например,
Сейчас государство активно финансирует перспективные НИОКР, и именно поэтому сместился акцент.
Промышленность уже не бегает за инвалютой, а, нарастив жирок и имея за плечами гарантии финансирования, относительно спокойно презентует новые разработки потенциальным покупателям
из-за рубежа.
Своим тоже показывают. За последние месяцы состоялось несколько крайне интересных презентаций судостроителей, показавших модели перспективных крупных кораблей океанской зоны: авианосцы, ракетные крейсера (скромно названные эсминцами), десантные корабли.
В конце концов, Россия имеет выходы сразу к трем океанам, и кому, как не ей, иметь сильный современный флот. Так что на салоне разработчикам новых «пароходов» первого ранга и Главкомату ВМФ стоит изготовиться к плотной осаде со стороны журналистов и экспертов, у которых накопилась масса вопросов о том, как будет выглядеть большой флот России, и будет ли он у нее вообще.
Рассказать друзьям