МВМС-2015: Салон перед выходом в океан

12:4530 Jun, 2015 8356

1 июля в Санкт-Петербурге открывается очередной, седьмой по счету, Международный военно-морской салон МВМС-2015. Редакция «Защищать Россию» желает успехов участникам этого важного отраслевого форума и пытается понять, чего хотят те, кто будет выставлять свои изделия в Ленэкспо на Васильевском острове.

Питерский военно-морской салон проводится с 2003 года, однако уже успел стать одной из визитных карточек российской оборонной отрасли — подобно МАКСу в подмосковном Жуковском для авиации, «Технологиям машиностроения» или тагильской Russia Arms Expo для сухопутчиков. Здесь, в Гавани, где Нева становится морем, из года в год показывают новинки, созданные российскими и зарубежными корабелами и конструкторами морской техники.

Одну потенциальную интригу топового уровня убили за несколько дней до начала салона, хотя решение и без того предсказывалось. Корпорация DCNS, завсегдатай питерских салонов, в последний момент отказалась от участия в нынешнем слете. Как говорится, жаль, что у нас так и не получится заслушать начальника транспортного цеха.

Понять французов можно: их тоже допек скандал вокруг политически ангажированного отказа Парижа от исполнения контракта на злополучные «Мистрали». Вдвойне неприятно, что такая крупная и влиятельная оборонная компания вынуждена терпеть унизительную для себя ситуацию, когда ее простой и совершенно честный бизнес с Россией был поставлен в зависимость от политической конъюнктуры.

Реакция французской компании, явно нежелающей становиться скандальной звездой салона, по-человечески совершенно понятна, особенно на фоне тяжелых закулисных переговоров Москвы и Парижа об условиях расторжения контракта.

Есть и иностранные участники (те же германские двигателисты MTU или индийский BrahMos Aerospace), но все равно МВМС остается преимущественно российской площадкой: из 424 участников салона только 40 иностранных. Это очередной смотр отрасли, изрядно воспрявшей после расширения государственного оборонного заказа и реализации программ развития морской техники. Перед нами скорее ярмарка российской морской отрасли: на 40 иностранных участников приходится 62 официальные иностранные делегации, желающие ознакомиться с продукцией российских фирм (а значительная их часть, к слову, постоянно базируется именно в Петербурге — неслучайно Объединенная судостроительная корпорация завела себе там отдельный филиал головного офиса).

Фото: nnm.me

Почему-то принято считать, что с 2011 года, когда государство резко нарастило военные расходы, отечественная промышленность перестала интересоваться инозаказчиками и переключилась на обслуживание бюджетных закупок. Это не так — дело в том, что поменялся цикл финансирования разработок.

Ранее экспортный контракт был условием выживания и способом доведения перспективных изделий до серийной готовности. Именно из работ, сделанных на деньги инозакзчиков, выросли многие системы вооружений, закупаемые ныне для российских вооруженных сил. Возьмем, например, «Панцирь-С», который стал тем, что мы знаем, благодаря крупному контракту с Эмиратами. Или фрегаты типа «Адмирал Григорович», строящиеся ныне в Калининграде с минимальными отличиями от экспортных индийских кораблей типа Talwar.

Сейчас государство активно финансирует перспективные НИОКР, и именно поэтому сместился акцент.

Промышленность уже не бегает за инвалютой, а, нарастив жирок и имея за плечами гарантии финансирования, относительно спокойно презентует новые разработки потенциальным покупателям из-за рубежа.

Своим тоже показывают. За последние месяцы состоялось несколько крайне интересных презентаций судостроителей, показавших модели перспективных крупных кораблей океанской зоны: авианосцы, ракетные крейсера (скромно названные эсминцами), десантные корабли.

В конце концов, Россия имеет выходы сразу к трем океанам, и кому, как не ей, иметь сильный современный флот. Так что на салоне разработчикам новых «пароходов» первого ранга и Главкомату ВМФ стоит изготовиться к плотной осаде со стороны журналистов и экспертов, у которых накопилась масса вопросов о том, как будет выглядеть большой флот России, и будет ли он у нее вообще.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена