Стратегические ядерные силы России состоят из триады: наземные мобильные и шахтные комплексы, подводный флот и дальние бомбардировщики. Сейчас российская дальняя авиация — это советский Ту-95МС и более новый Ту-160. Специально для «Защищать Россию» Александр Ермаков разбирается, как модернизируют существующие ракетоносцы, и выясняет, когда создадут перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

В последнее время в СМИ на основании различных, зачастую противоречивых, заявлений ведущих военных лиц страны начала появляться информация о возобновлении производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, получивших неофициальное название «Белые лебеди». Впервые об этом заговорили после заявлений министра обороны Сергея Шойгу и главкома ВВС Виктора Бондарева в апреле—мае, однако тогда их слова получили различное толкование. Прояснилась ситуация только сейчас.

Юрий Борисов — заместитель министра обороны, отвечающий за организацию военно-технического обеспечения вооруженных сил — во время посещения ОАО «Кузнецов» в Самаре сделал обстоятельное заявление по данному вопросу.

Обновленные серийные самолеты новой постройки получат индекс Ту-160М2. Прошедшие капитальный ремонт с модернизацией — Ту-160М.

Опытно-конструкторские работы по Ту-160М планируется закончить к 2021 году, по Ту-160М2 — к 2023 году (тогда же планируется начать их серийное производство). Планируемый темп выпуска — минимум три самолета в год.

Ту-160М2 будет оснащаться модернизированными двигателями НК-32. Благодаря более высокой экономичности дальность полета возрастет, как минимум, на тысячу километров. Производство модернизированных двигателей начнется уже с 2017 года и будет вестись темпом 20−22 двигателя в год. Очевидно, что новыми двигателями будут оснащаться и проходящие капитальный ремонт выпущенные ранее самолеты. Самолет получит новый комплекс БРЭО и поддержку современного высокоточного вооружения — как минимум, частичную унификацию по этим параметрам с ПАК ДА. Планируемый срок службы новых самолетов — 40 лет, то есть до 2060-х годов.

Об общем количестве планируемых к выпуску Ту-160М2 замминистра не упомянул, однако ранее Виктор Бондарев высказал мнение, что рентабельным может быть производство не менее 50 ракетоносцев.

Одна из основных интриг заключается в связи между решением о возобновлении производства Ту-160 и возможной задержкой в создании ПАК ДА. Ранее первый полет нового «стратега» планировался к 2020 году, а постановка на вооружение — уже в 2023−25 годах. Косвенно Юрий Борисов подтвердил слухи о задержках в разработке — теперь первый полет планируется на 2023−24 годы.

Подходя реалистично к срокам на испытания и доработку столь сложного проекта, не стоит ожидать поступления его на вооружение ранее, чем к концу следующего десятилетия.

В этих условиях производство «промежуточного» самолета видится единственно верным решением, которое позволит избежать потенциального проседания в численности отечественной стратегической авиации. Ситуация крайне напоминает сложившуюся в тактической авиации — Су-35С (машина поколения 4++) служит таким же переходным этапом к ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации — первый отечественный самолет пятого поколения).

Нет причин считать, что Ту-160, оснащенный новым вооружением и БРЭО, как-то утеряет свою актуальность в ближайшие десятилетия.

К тому же в стратегической авиации «моральный возраст» платформы имеет небольшое значение, а у отечественных ВВС уже есть опыт использования моделей самолетов, прошедших «рестайлинг».

Подобная ситуация в свое время складывалась с Ту-95МС. Он создавался на рубеже 70−80-х как глубокая модификация самолета 50-х годов и выпускался серийно в 1981−92 годах. И разработка, и серийный выпуск велись практически параллельно с работами над перспективным в тот момент Ту-160. В ВВС США служат (и будут служить еще долгие годы) B-52H, последний из которых был выпущен и вовсе в 1962 году.

Унификация Ту-160М2 по оборудованию и вооружению с ПАК ДА позволит значительно упростить его разработку и освоение. Кроме того, по имеющимся заявлениям, ПАК ДА будет дозвуковым самолетом, и высокая скорость Ту-160 может оказаться полезной в ряде случаев.

С определенной уверенностью можно сказать, что нас вновь ожидает смешанный парк стратегической авиации — проверенный временем подход в СССР, России и США.

Наверняка на протяжении жизни нашего поколения одной из основных его составляющих будут «белые лебеди» — Ту-160.

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена