Двигатель отношений с Америкой: почему США приходится покупать РД-180

12:3618 Dec, 2015 10681

После годового запрета США вновь разрешили ввоз ракетных двигателей РД-180 российского производства, которые там ставят на свои носители Atlas. На фоне несколько улучшившихся отношений Москвы с Вашингтоном американцы решили для себя одну из главных проблем, связанных с плотной взаимозависимостью двух сверхдержав.

История экспорта РД-180 — это одна из самых давних success stories высокотехнологического российского экспорта.

Причем не в страны третьего мира (таких примеров всегда было много), а в самое что ни на есть средоточие технологий мирового авиаракетостроения — в США.

РД-180 — это масштабированный в 1990-е годы движок РД-170 (две камеры сгорания вместо четырех — соответственно, тяга вдвое ниже: 400 тонн против 800), который разработали еще в 1970-х годах для первой ступени сверхтяжелого носителя «Энергия». Работает на стандартном топливе: керосин и жидкий кислород.

Двигатель РД-170
Двигатель РД-170. Фото: buran-energia.com

В чем причина того, что в середине 1990-х кому-то в США (не последней космической державе, скажем так) понадобилось изделие, технологически относящееся к 1970-м годам?

Ответ простой: США и в 1990-е не обладали сопоставимыми технологиями производства камер сгорания для мощных жидкостных ракетных двигателей.

РД-170 превосходил по тяге их двигатели F-1 с первой ступени лунного носителя Saturn V, и при сопоставимой массе был на 60 процентов компактнее по длине. Поэтому при разработке ракеты Atlas IIA-R (в дальнейшем Atlas III) в 1996 году выбор был сделан в пользу российского изделия.

Конструктор РД-180 Борис Каторгин в 2012 году вспоминал, что американцы, заказавшие на НПО «Энергомаш» себе «половинку» РД-170, утверждали, будто им хватит четырех лет для копирования технологий. Однако РД-180 поставляется в Штаты с конца 1990-х, впервые был использован на ракете Atlas в 2000 году, и пока что ему не создана американская альтернатива.

В декабре 2014 года, под давлением ухудшающихся на фоне украинского кризиса отношений с Россией, Конгресс США, утверждая военные расходы на 2015 год, запретил возобновлять закупки РД-180, разрешив купить в 2015 году только пять двигателей, а с 2019 года вообще запретил их использовать в Штатах. Предполагается, что с 2019 года вместо древних модернизированных «атласов» должна начать летать ракета-носитель Vulcan на двигателях следующего поколения BE-4 («метан — жидкий кислород»).

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом центре Маршалла (США)
Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом центре Маршалла (США). Фото: NASA

Военные (основные эксплуатанты «русских» ракет) тут же возмутились этому политизированному решению.

Формально подкопаться под него было невозможно: налицо взаимозависимость с «агрессивной» Москвой, да к тому же в критической сфере оборонных технологий. А по существу, в связи с затянутым циклом разработки новых двигателей и ракет-носителей, это решение означало одно: дополнительные расходы и потери при срыве графиков вывода полезной нагрузки.

В апреле Пентагон попросил Конгресс отложить срок отказа от «Атласов» с 2019 до 2022 года. В мае эта просьба была повторена. Министру Картеру пришлось с трибуны оправдываться тем, что военные и так, мол, разрабатывают свой двигатель. И это никакая не зависимость от России, вы не подумайте, просто сейчас, в ближайшие годы, это позволит нам решить проблему с гарантированным выводом военной нагрузки на орбиту.

К осени 2015 года отношения между Москвой и Вашингтоном начали медленно, но заметно меняться. Включение России в сирийскую операцию, при сохранении жесткой риторики госорганов США, было встречено в Америке чуть ли не с облегчением. Наметились каналы возобновления контактов, в первую очередь среди военных. На фоне этой «микрооттепели» Пентагон поднапрягся и протащил через конгресс отмену ранее наложенных ограничений с 2016 года.

В итоге сложилась типичная ситуация «win-win»: НПО «Энергомаш» получило продление экспорта высокотехнологической продукции, а американские военные и промышленность — возможность комфортно двигать сроки в графиках разработки и принятия в эксплуатацию новых ракет.

А там, как говорится, разберемся. Отношения надо восстанавливать, и взаимовыгодный обмен сложными товарами при соблюдении национального интереса тут является хорошим подспорьем.

Фото: NASA HQ PHOTO

SMI2.NET

Рассказать друзьям

Неверно введен email
Подписка оформлена